Литтелл Д. Триптих. Три этюда о Фрэнсисе Бэконе18.06.2014

Литтелл Д. Триптих. Три этюда о Фрэнсисе Бэконе / Джонатан Литтелл; [пер. с англ. А. Асланян]. – М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2013. – 133 с. : [10] л. цв. ил, фот. – ISBN 978-5-91103-138-1.

Фрэнсис Бэкон – одна из знаковых фигур искусства двадцатого столетия, художник, который изменил наше видение и восприятие человеческого тела. В трёх эссе о Фрэнсисе Бэконе под общим заголовком «Триптих», что перекликается со знаменитыми триптихами художника, известный американо-французский писатель Джонатан Литтелл предпринимает попытку прочитать картины Бэкона с его искаженными фигурами и портретами, с его кричащими папами, мясными тушами и загадочными зонтами. В книге воспроизведены практически все картины, о которых идет речь, в том числе работы предшественников художника.

В первом эссе «День в Прадо» Литтелл анализирует картины Бэкона в свете Веласкеса и Гойи – двух художников, которые очень сильно повлияли на него. Бэкон пользовался традиционной техникой, переданной ему по наследству от великих мастеров прошлых веков, но при этом старался добиться кардинально иного. «Неистовство реальности, воплощенное в краске» – вот то, к чему он постоянно стремился. Во втором эссе «Грамматика Фрэнсиса Бэкона» Литтелл ищет скрытые соответствия между фигурами, которые художник писал на протяжении жизни. В третьем эссе под названием «Подлинный образ» Литтелл рассматривает историю иконописи и фотографии, задаваясь вопросом о значении подлинности, реализма в искусстве, а затем возвращается к творчеству Бэкона и делает вывод, что в своих картинах он создал одни из самых подлинных и сильных образов двадцатого столетия.

Джонатан Литтелл родился в Нью-Йорке в американской семье, вырос во Франции. Его роман «Благоволительницы» (2006) был награжден двумя из самых престижных французских литературных премий: Гран-при Французской академии и Гонкуровской. Обычно Литтелл пишет на французском языке. «Триптих. Три этюда о Фрэнсисе Бэконе» – его первая англоязычная книга.

При прочтении картин Фрэнсиса Бэкона автор очень бережно относится к деталям, не пренебрегая ничем из присутствующего на полотне. Руководствуясь принципом «что передано в краске, должно быть воспринято в краске», он ставит целью не извлечь из картин художника то, что он хотел сказать, но прочесть, что и как говорит нам сама краска (незадолго до смерти Бэкон сказал, что «для художника важно писать, и больше ничего»). Литтелл рассуждает о некоторых тенденциях в живописи Бэкона, например, о том факте, что Бэкон не писал глаза до 1949 г., пытается постичь роль постоянно возникающих в его картинах зонтов, связывая их с многочисленными фотографиями голливудских съемочных групп 1920-х годов, когда зонт был стандартным оборудованием – им прикрывали камеру. В творчестве Бэкона хватает загадок, таких как спрятанный в «Этюде обнаженной фигуры на корточках» (1952) призрак кричащего папы или тайна деревянной треноги на центральной картине триптиха «Три этюда фигур в ногах распятия» (1944). Автор советует «не жалеть времени на то, чтобы рассматривать картины по-настоящему, одному ли в галерее, в толпе ли посетителей, приклеившихся к своим аудифонам, или даже сидя перед крохотными репродукциями в каталоге или на экране компьютера, рассматривать долго, возвращаясь от одной к другой, терпеливо, – мало-помалу начнешь понимать, как думает краска».


Владелец: М92668 (ИСК)


Баллов:  15
Голосов:  3

Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений