29.12.2021

Дмитрий Воденников. Приснившиеся люди

Аннотация к книге

Дмитрий Воденников – известный поэт, эссеист, автор четырнадцати книг, в том числе «Воденников в прозе» и «Сны о Чуне»; ведущий программы «Поэтический минимум» на «Радио России».

В книгу «Приснившиеся люди» вошли его новые эссе, а также стихи, написанные после десятилетнего перерыва.

Эссе были опубликованы в разное время на сайтах «Газета. ru», millionaire. ru, Sovlit, Storytel, в журналах Story, «Юность», в «Учительской газете».

Первая публикация стихов, включенных в сборник, состоялась 23 ноября 2020 года на портале COLTA. RU.

Автор о книге

«Однажды мы вынырнем из сна с зажатым в зубах стихотворением.

Эта книга и построена как лабиринт снов: ты заходишь в одну комнату – там пьют чай призрачные чудовища, ты выходишь в другую – там Пруст говорит с Андреем Рублёвым (интересно, на каком языке?), в третьей – собирают чемоданы, пьют за разоренный дом. Мне больно и смешно за ними наблюдать, мне больно и смешно наблюдать за собой.

И вдруг я замечаю, что кто‑то смотрит на меня сверху. Как будто я – это не я, а просто кукольный человечек. Огромное лицо приближается ко мне, наклоняется, открывает чудовищный алый рот, прикусывает за шкирку и резко выпрямляется. Меня куда‑то выдергивают, я лечу, в глаза бьет яркий солнечный свет. Всё.

Я и есть это кем‑то вытянутое стихотворение». Дмитрий Воденников

О книге

• Новый сборник эссе и стихотворений известного поэта. Выстроенная как лабиринт снов, эта книга – еще и способ максимально честного наблюдения за собой и действительностью вокруг.

• Ходасевич и Мандельштам, Вертинская и Пруст, Толстой и Тургенев, Цветаева и Пугачева, Ван Гог и Фет – автор сборника собирает под одной обложкой множество имен, показывая читателям, в какой тесной, а порой и непредсказуемой связи находятся все эти люди, балансирующие на грани реальности и вымысла, документа и сна.

• Приснившиеся или самые что ни на есть реальные, оставшиеся в прошлом столетии или живущие с нами по соседству – герои Воденникова увлекают читателя в путешествие, проделав которое каждый сможет немного иначе взглянуть на привычную действительность.

• Двигаясь от эссе к эссе, от одного героя к другому, мы проживаем несколько десятков жизней – неповторимых, волнующих, иногда страшных и поражающих своей несправедливостью, как у Анны Франк или Евгении Ярославской‑Маркон, иногда – наполненных удивительным светом, как у Андрея Рублева.

• Завершают книгу новые стихотворения Дмитрия Воденникова, написанные им после десятилетнего перерыва, осенью 2020 года. В них мы угадываем уже хорошего знакомого нам автора, с которым тем не менее произошли значительные изменения. Какие? Прочитайте сами.

Цитаты из книги

«Читатель (особенно простодушный) часто думает, что в поэте существует какая‑то единственная черта, которая определяет его полностью. Причем единственной чертой считает самую спорную. Это как с обычной человеческой тайной – положи ее на самое видное место, и ее никто не увидит. Все будут говорить о твоих темнотах, нарциссизме, тщеславии, желании быть любимым – а основного не заметят.

А ведь именно это незамеченное, но положенное прямо перед чужим носом – и есть ты».

«...Когда сначала пахнет дымом, а потом пылью, когда начинает плыть по деревьям первая зеленая мелкая сволочь, когда вся эта салатовая древесная сыпь тебя очень тревожит (особенно в сумерках), когда вечера становятся длинными, а улицы полупустыми, – в общем, в апреле – всегда повторяется одно и то же.

Идешь по еще не загустевшей весне и думаешь, что ничего не дождался. Что то, что тебе было нужно, не случилось. «Того, что надо мне, того на свете нет» – вот, условно говоря, что ты думаешь.

Принято считать, что Цветаевых у нас две – до эмиграции и после. Я не совсем в этом уверен (человек ведь река, а не два берега), но если с этим соглашаться, то могу сказать, что я не знаю ни одного поэта (даже Пастернак – это запах дождя, занавесок, оттепели – то есть скорее поэт влажных запахов), который бы так умел передавать запах пыли, как это умела делать «первая» Цветаева».

«...Странное дело – сновидение. Когда‑нибудь мы подумаем, что все люди, бывшие с нами раньше, – только приснившиеся».

«Вопрос: можно ли писать стихи после того, как твоя собака окончательно сошла с ума и считает, что она добывает небесный мед, а ты всего лишь рабочая пчела, которая должна кормить ее и защищать?

Ответ: можно‑можно».

«Поэтому радоваться тому, что тебя далеко заводит речь, – нечего. Она и дислексика далеко заводит. Но в этом и разница между дислексиком и поэтом – второй всегда понимает, что слова не случайны и рано или поздно за них придется платить. И даже если ты готов платить самую высокую цену, то, уже приготовившись платить, вдруг догадаешься, что есть еще в этом мире и «над‑слова», стихи не о себе, а о мире.

О чем‑то большем, чем ты. И тогда твоя цена за «просто слова» (пусть и оплаченная твоей жизнью) становится невысокой. Почти ненужной. Мелкой разменной полушкой».

«Наплюй на провинциального учителя, оставь ему допотопную лейку, бери шляпку, садись в автомобиль. Только человек, который методично ищет тебя на всех балконах, стоит того, чтобы быть с ним. Только он. Другого фильма не будет».

Об авторе

Дмитрий Воденников

Дмитрий Воденников – известный поэт, эссеист, автор четырнадцати книг, в том числе «Воденников в прозе» и «Сны о Чуне», лауреат премии «Книга года»-2019 в номинации «Поэзия года». Родился 22 декабря 1968 года. Закончил филологический факультет Московского государственного педагогического института.

Автор активно экспериментирует с синтезом поэзии и музыки: сотрудничает с группами «Пластинка мсье Ф.», Rock'o'Co, «4`33», «Ёлочные игрушки», «Вуаеры», «Рада и Терновник», отдельными композиторами. Выпустил несколько дисков авторского чтения под музыку: «Воденников не для всех», «Второй диск», «Живой» (концертный альбом с группой Rock'o'Co). Выступает в театре «Практика».

Библиографическое описание

Воденников, Дмитрий Борисович. Приснившиеся люди : [сборник эссе и стихотворений : 18+] / Д. Воденников. - Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2021. - 316, [1] с. - 2000 экз.

Инв. номер: 1232158, 1232490 - АБ


Возврат к списку