Мо Янь. Страна вина : роман / Мо Янь ; [пер. с кит., примеч. И. Егорова]. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2013. – 446 с. – 5000 экз. – ISBN 978-5-367-02229-2.
«Обезьяны, делающие вино и черпающие лунный свет; следователь, схватившийся с карликом, ласточки-салаганы, строящие гнезда из собственной слюны; карлик, приплясывающий на животе красивой женщины; кандидат виноведения, амурничающий с собственной тещей; репортер, снимающий на видео приготовление блюда из младенца; гонорары за рукописи, поездки за границу, ругательства всякие…». Если вы не узнаете произведение, тогда спешите прочитать роман нобелевского лауреата Мо Яня «Страна вина», где вас ждет смесь реальности и мистики, истории и мифологичности, гиперболизация абсурда, яркая образность и увлекательный сюжет. Сам Мо Янь убежден: «Раз русским читателям пришелся по душе роман «Мастер и Маргарита» Булгакова, то они примут и мою «Страну вина».
Любой, кто следит за развитием китайской литературы в последние 30 лет, не был удивлен присуждением в октябре 2012 года Нобелевской премии по литературе Мо Яню.
Мо Янь – плодовитый писатель, чье имя является нарицательным в Китае; его романы продаются сотнями тысяч копий. Некоторые были экранизированы, как например, «Красный гаолян» в 1987 году. Режиссер-дебютант Чжан Имоу выиграл с ним Золотого медведя на Берлинском международном кинофестивале. С политической точки зрения Мо Янь – писатель с сильной гражданской позицией, и хотя он не был диссидентом, он не боится высмеивать современную китайскую действительность в своих романах. Прекрасно осознавая, что ему придется играть в политические переговоры с государством, Мо Янь иногда помещает свои язвительные истории не в социалистический Китай, а в дореволюционное прошлое. На международном уровне Мо Янь был ключевым представителем китайской художественной литературы, начиная с 1990-х годов, заслужив себе на различных западных книжных ярмарках репутацию писателя с большой художественной целостностью и подлинностью.
В обосновании награды сказано: «Нобелевская премия по литературе 2012 года присуждается Мо Яню «за его галлюциногенный реализм, который объединяет народные сказки, историю и современность». Роман «Страна вина» можно назвать экстремальным не только из-за преувеличений, рожденных тем самым галлюциногенным реализмом (основной сюжет заключается в том, что детектив Дин Гоуэр расследует слухи о поедании младенцев чиновниками города Цзюго), но также из-за модернистского раскола повествования и постмодернистской эклектики.
Каждая из девяти основных глав (10-ая – эпилог) романа разделена на 4 части, или нити повествования. Первая – детективная нить, или антидетективная история, ведь следователь Дин Гоуэр из-за пьянства не может отличить вымысел от действительности и заканчивает тем, что является по сути единственным реальным убийцей в романе и умирает, утонув в выгребной яме. Эти экзистенциальные нелепости усиливаются второй и третьей линией повествования, также присутствующими в каждой главе: переписка кандидата виноведения Ли Идоу и вымышленного Мо Яня, которому Ли пишет с надеждой стать писателем. Когда Ли убеждает Мо Яня приехать в Цзюго, «Страна вина» словно прекращается в роман о написании самого романа. Есть еще и четвертая линия повествования – это девять последовательных историй Ли Идоу, отправленных Мо Яню. Таким образом, роман «Страна вина» являет собой высокую степень метанарратива.
Основной сюжет романа поражает воображение, шокирует, письма и истории Ли Идоу забавляют. Кроме того, автор дает читателю много пищи для размышлений о философии, об отношениях писателя и читателя, о будущем литературы. Опьянение, приводящее к забывчивости, путанице и неизбежно выходящей на поверхность истине, становится метафорой расплывчатых реалий официального китайского бытия.
Владелец: 1204535 (АБ)