«Образ дерева в искусстве»: продолжение литературно-просветительского фестиваля

23.09.2022

Дерево в искусстве

На лекции «Образ дерева в искусстве» слушатели узнали о зелёном символе с точки зрения ассоциаций, эмоций, которые вызывает у нас созерцание дерева, и с точки зрения искусства, как сами творцы воспринимали этот объект, какими произведениями стали продиктованы их впечатления.

«К. Бальмонт изрёк: «Весь мир – есть соответствие идей». И любой образ является носителем этой идеи. Что человек ощущает и видит, когда имеет дело с символом? Символы обращаются к нашему сознанию, подсознанию, глубинному знанию. Мир растений, мир деревьев для человека и для планеты жизненно необходим. С древних времён возникали мифы, образы почитаний деревьев, в разных народах, на разных языках дерево обрастало разными таинствами. Главное из них – дерево как мировая ось. По древним поверьям, существует некий центр мира, через который проходит ось, держащая Землю. В Скандинавском эпосе ствол дерева – связующее звено между высшим и низшим мирами.

В Библии описаны ветхозаветные образы – Древо жизни, Древо познания, Древо добра и зла. В центральной части «Троицы» Андрея Рублёва, «Зырянской Троицы» Стефана Пермского, «Троицы Живоначальной» Старца Паисия также можно увидеть дерево, которое символизирует любовь, добро, прекращение торжества злобы и насилия.

В народных сказках дерево тоже часто встречается как тянущееся к небесам живое существо, оберег дома, семьи, здоровья, помощник путников в странствиях. Часто растения наделены разумом и волшебными свойствами: яблоня, дуб, береза, ива, сон-трава, ландыши.

Если обратиться к Эпохе Возрождения, то мировая ось представлена в архитектуре как колонны, имеющие основание, ствол, расширяющуюся подобно кроне капитель. Их мы встречаем у Рафаэля Санти «Алтарь. Одди. Благовещение», «Распятие с Девой Марией, святыми и ангелами». Ещё одно священное дерево - гранат. На картине Сандро Боттичелли Мадонна Магнификат подаёт плод граната младенцу как символ объединения в единой вере.

Для Ван Гога своеобразным memento mori стал кипарис - в своих работах «Звёздная ночь», «Пшеничное поле с кипарисами», «Дорога с кипарисами и звёздами» он изображал его как явление мрачное, напряженное. Схожее настроение имеет картина «Корни деревьев».

Итак, самый наглядный символ роста, сезонного умирания и возрождения, дерево всегда было больше, чем часть композиции в произведениях искусства. Издревле став неотъемлемым элементом фольклора, дерево, оплот постоянства ботанической памяти, до настоящего времени способно выражать сокровенные чувства, открывать новые смыслы и знания.