Калининградская областная научная библиотека

Советы новому читателю

Версия для печати
  1. Как стать читателем Библиотеки?
  2. Могут ли воспользоваться услугами Библиотеки граждане, не имеющие регистрации по месту жительства в Калининградской области?
  3. Каков срок действия читательского билета?
  4. Что делать, если читательский билет утерян?
  5. Обязательно ли иметь с собой читательский билет при посещении Библиотеки?
  6. Какие права имеет читатель?
  7. Какие обязанности у читателя?
  8. Что запрещено делать в Библиотеке?
  9. Как узнать о наличии в Библиотеке конкретной книги, подобрать информацию по теме?
  10. Какое количество книг и периодических изданий можно получить одновременно для работы в читальном зале?
  11. Можно ли взять книгу на дом?
  12. Есть ли в Библиотеке аудио и видеокассеты, компакт-диски, CD-ROM, ноты?
  13. Можно ли в библиотеке поработать с текстами диссертаций?
  14. Где можно получить информацию о наличии периодических изданий в Библиотеке и можно ли их брать на дом?
  15. Где можно быстро найти тексты нормативно-правовых документов и комментариев к ним?
  16. Можно ли в Библиотеке поработать с Интернет?
  17. Можно ли в Библиотеке поработать с микрофильмами?
  18. Если необходимой книги нет, можно ли получить ее из другой библиотеки?
  1. Как стать читателем Библиотеки?

    Стать пользователем Библиотеки имеют право граждане, достигшие 14 лет.

    Для оформления единого читательского билета необходимо предъявить документы (паспорт или другой документ, удостоверяющий личность и место жительства (регистрации)).

    Читатель обязан прочитать Правила пользования библиотекой, заполнить регистрационную карточку и подтвердить своей подписью на читательском билете, что с правилами ознакомлен и обязуется их выполнять.

    Ежегодно в библиотеке проходит обязательная перерегистрация читателей. Она производится бесплатно при предъявлении паспорта и читательского билета.


  2. Могут ли воспользоваться услугами Библиотеки граждане, не имеющие регистрации по месту жительства в Калининградской области?

    Граждане, проживающие за пределами Калининградской области, иностранные граждане при записи в библиотеку получают статус "Пользователь читальных залов". Они могут работать с фондами в здании библиотеки, получать на дом документы только с использованием залоговых форм обслуживания.


  3. Каков срок действия читательского билета?

    Единый читательский билет выдается на неопределенный срок (до введения новых форм). Ежегодно читатель должен пройти через процедуру бесплатной перерегистрации. Для этого следует обратиться в отдел регистрации и предъявить паспорт и единый читательский билет.


  4. Что делать, если читательский билет утерян?

    В случае утраты читательского билета пользователь должен обратиться в отдел регистрации, где после уплаты штрафа, при предъявлении паспорта и фотографии ему выдается дубликат читательского билета.


  5. Обязательно ли иметь с собой читательский билет при посещении Библиотеки?

    При входе в Библиотеку пользователь обязательно предъявляет дежурному читательский билет и получает контрольный листок. Контрольный листок сдается при выходе.

    Если вы являетесь читателем нашей библиотеки, но забыли читательский билет дома, то по предъявлении паспорта, либо другого документа, удостоверяющего личность, вы можете получить в отделе регистрации после сверки с базой данных разрешение на разовое посещение библиотеки (только для работы в читальных залах).


  6. Какие права имеет читатель?
    • Бесплатно получать полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов, картотек и других форм библиотечного информирования.
    • Бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации.
    • Принимать участие в мероприятиях, проводимых библиотекой.
    • Получать во временное пользование в помещении Библиотеки книги и другие документы из ее фондов.
    • Получать на дом документы из отделов, работающих в режиме абонемента, на условиях, оговоренных в нормативных документах Библиотеки (Более подробно см. раздел Документы).
    • Получать документы или их копии через межбиблиотечный абонемент из других библиотек.
    • Пользоваться дополнительными платными услугами.

  7. Какие обязанности у читателя?
    • Соблюдать "Правила пользования библиотекой".
    • Бережно относиться к фонду и имуществу библиотеки.
    • Своевременно возвращать книги и иные виды документов.
    • В случаях повреждения или утраты документов возмещать Библиотеке нанесенный ущерб.
    • Предъявлять по требованию сотрудников Библиотеки свой читательский билет и контрольный листок.
    • Предъявлять сотрудникам библиотеки личные документы (книги, журналы), вносимые в случае необходимости в библиотеку, для отметки их в контрольном листке.
    • Соблюдать общественный порядок, тишину и чистоту в библиотеке, быть вежливыми и доброжелательными по отношению к сотрудникам библиотеки и другим пользователям.
    • Соблюдать правила санитарии и пожарной безопасности.

  8. Что запрещено делать в Библиотеке?
    • Выносить из здания Библиотеки материалы отделов, работающих в режиме читального зала без разрешения сотрудников.
    • Вынимать карточки из каталогов и картотек.
    • Приводить в негодность фонды, библиотечное оборудование, аппаратуру, в том числе: самостоятельно устанавливать программное обеспечение и вносить изменения в настройки компьютеров Библиотеки.
    • Создавать шум, мешающий другим читателям и персоналу библиотеки, в том числе пользоваться мобильными телефона в зоне обслуживания.
    • Входить в обслуживающие отделы в верхней одежде, с громоздкими предметами.

  9. Как узнать о наличии в Библиотеке конкретной книги, подобрать информацию по теме?

    Поиск необходимо начинать с посещения зала каталогов. По алфавитному каталогу вы узнаете о наличии конкретной книги в Библиотеке, по систематическому - подберете литературу по теме.

    С карточными каталогами читатели работают самостоятельно, при необходимости они могут обратиться за помощью к дежурному библиографу.

    Для получения книги в отделах библиотеки читатель заполняет требование на каждую книгу, на котором разборчивым почерком заносятся следующие данные: номер читательского билета, фамилия и инициалы читателя, сведения о книге (индекс, авторский знак, автор, название, том, год издания).

    С 1994 года в Библиотеке ведется электронный каталог на новые книги, а также электронная картотека, в которой выборочно расписаны статьи из периодических изданий. Если дежурный библиограф или вы сами нашли документ по электронному каталогу, то требование можно распечатать. Распечатка - платная.

    Для поиска информации можно воспользоваться электронным каталогом сайта или обратиться в виртуальную справочную службу.


  10. Какое количество книг и периодических изданий можно получить одновременно для работы в читальном зале?

    В читальных залах на один билет одновременно выдается не более 5 книг или 5 журналов. Число выдаваемых изданий в течение дня не ограничено.


  11. Можно ли взять книгу на дом?

    В Библиотеке работает залоговый абонемент, на котором можно получить под денежный залог книги на 15 дней. В случае своевременного возвращения книг залог полностью возвращается читателю.

    Залоговый абонемент оказывает дополнительные услуги - резервирование книг, находящихся на руках у читателей, выдачу малоспрашиваемых книг из фондов читального зала и отдела книгохранения.

    В отделах литературы по искусству и литературы на иностранных языках под денежный залог можно получить книгу из фондов читального зала для работы за пределами библиотеки в выходные дни и часы, когда библиотека не работает.

    Более подробно см. Положения в разделе Документы.


  12. Есть ли в Библиотеке аудио и видеокассеты, компакт-диски, CD-ROM, ноты?

    Библиотека комплектует аудиовизуальные и электронные издания. Они находятся в отделе литературы по искусству и отделе литературы на иностранных языках.

    Отдел литературы по искусству располагает также нотными изданиями.


  13. Можно ли в библиотеке поработать с текстами диссертаций?

    Библиотека не комплектует тексты диссертаций. Но с августа 2005 года в библиотеке работает виртуальный читальный зал Российской государственной библиотеки, предоставляющий возможность работать с полными текстами диссертаций через Интернет.

    Виртуальный читальный зал работает в Информационно-библиографическом отделе.

    Более подробно см. в разделе Информационные ресурсы.


  14. Где можно получить информацию о наличии периодических изданий в Библиотеке и можно ли их брать на дом?

    Посмотреть в карточном каталоге периодических изданий (до 1996 года), электронной картотеке (у дежурного библиографа). Здесь же можно уточнить, в каком из отделов находится журнал (газета).

    При заполнении требования на периодические издания необходимо написать название издания, номер (для журнала), месяц выхода (для газет).

    Периодические издания на дом не выдаются.


  15. Где можно быстро найти тексты нормативно-правовых документов и комментариев к ним?

    В Библиотеке работает Центр правовой информации. Центр располагает электронными справочно-правовыми системами "Гарант", "Консультант", официальными периодическими изданиями текущего года, фондом нормативных актов, комментариев.

    Более подробно см. в разделе Информационные ресурсы.


  16. Можно ли в Библиотеке поработать с Интернет?

    Можно. В информационно-библиографическом отделе, Центре правовой информации, зале каталогов (при наличии свободных компьютеров).


  17. Можно ли в Библиотеке поработать с микрофильмами?

    Библиотека не имеет своего фонда микрофильмов. Для работы с пленками, полученными по МБА читатели Библиотеки могут воспользоваться аппаратом для чтения микрофильмов в секторе межбиблиотечного абонемента (МБА).


  18. Если необходимой книги нет, можно ли получить ее из другой библиотеки?

    В этом случае вам необходимо обратиться в сектор межбиблиотечного абонемента (МБА).