Древесный код в русской литературе

24.09.2022

Дерево в литературе

Древесный код в литературе – на чём строились образы природы у русских классиков? Дерево, да и каждое растение вообще, соотносится с человеком по внешним признакам. В поэзии, как правило, живые существа связаны и сосуществуют с объектами неживой природы. У Г. Р. Державина природный объект сопоставляется с механическим. Например, в дидактической оде «Водопад» к смерти князя Потемкина, описывающей Кивач на реке Суне, открывается картина разнообразнейших природных объектов.

В пушкинскую эпоху символика растений широко использовалась в повседневной жизни, искусстве и литературе. Опубликованное в 1811 году в Париже пособие Б. Делашене «Азбука Флоры, или Язык цветов» быстро получило известность в России. Пейзаж А. С. Пушкина аллегоричен – «Кастальский ключ волною вдохновенья // В степи мирской изгнанников поит». Самым известным деревом из сказок поэта является дуб, он встречается и в «Лукоморье», и в «Сказке о царе Салтане».

Во времена элегий Н. Карамзина и В. Жуковского появляется тип идеального пейзажа. Например, усадебный пейзаж в элегии «Вечер», шестистопном ямбе Жуковского с цезурой: «Все тихо: рощи спят; в окрестности покой // Простершись на траве под ивой наклоненной». Этому направлению характерны туманность, светозарность, смешанность оттенков и звуков.

Романтический пейзаж начала 19 века соответствует натуре романтического героя - страдающего, меланхолически-мечтательного, бунтующего, борющегося; он отражает одну из центральных тем романтизма - разлад между мечтой и самой жизнью. Ему свойственно появление экзотики – образов Кавказа, Шотландии, Востока.

Почти одновременно с ним зарождается национальный пейзаж. Яркий пример - М.Ю. Лермонтов «Мцыри». В «Песне о Соколе» М. Горького повествуется: «Горы, поросшие деревьями, уродливо изогнутыми норд-остом, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними». Изучение темы природного ландшафта в литературе на этом не заканчивается…

Спасибо литературоведу, поэту, переводчику Ладе Сыроватко за прекрасную лекцию «Древесные образы в литературе», состоявшуюся в цикле просветительских мероприятий фестиваля научной библиотеки «Книги и деревья».