Поэтическая лаборатория для молодых авторов

03.10.2022

КонтекстыЧто общего между сонатой и сонетом? Оба термина произошли от итальянского музыкального термина «sonare — звучать». А ещё носители разных языков и культур воспринимают категории времени по-разному. Они неодинаково выстраивают причинно-следственные связи, выражают эмоции, оценивают риски, описывают свой жизненный путь и воспринимают мир. Следствие - один и тот же поэтический текст, прозвучавший на разных языках, сообщает слушателю совершенно полярные задачи. Самим звучанием, в отрыве от метафоры и смысловой подложки, одной своей принадлежностью к той или иной языковой группе литературное произведение способно передавать характерную эмоциональную окраску и задавать пространственные координаты. Это говорит о том, что созвучие поэзии и музыки неоспоримо. О музыкальности поэзии и её интерпретации в национальном и культурном коде участникам проекта «Контексты» рассказал в формате лекции-дискуссии поэт, популяризатор поэтического творчества среди молодёжи, создатель принципиально новых сценических форматов для чтецов Константин Хабазня.

Получается, в каждом произведении есть смысловая и музыкальная составляющие, то есть, к созданию текста есть два пути. Какими путями и приёмами звукописи пользовались выдающиеся мировые классики? Компульсивный цикл повторов в аллитерации К. Бальмонта позволяет плотнее погрузиться в образ тревоги и беспокойства окружающего действа. Ассонанс, многократное повторение в стихотворении однородных гласных звуков, часто встречается в произведениях А. Блока. Стих Блока – ни что иное, как погружение в стихию «напевности» поэтической речи, когда в рифме важную роль играет не произношение, а произнесение. Экспериментируя со звуками, поэты иногда пробовали заниматься и прямым звукоподражанием. Вот как Сумароков изобразил кваканье лягушек: «О как, о как нам к вам, к вам, боги, не гласить!»

КонтекстыВ своём творчестве спикер работает с понятием псевдорифмы или дружественной рифмы - это созвучие слов, принадлежащих к различным родовым группам, но сходных по своему звучанию. В словах, образующих псевдорифму, совпадает ударная гласная и общие характерные концовки. При этом послеударные звуки и даже слоги не совпадают: «Но эта мышца личной инициативы ведь тоже должна отдыхать. // И время из бездарно уходящего превращается в роскошное опахало». Многие слушатели поделились своими техниками построения стихотворений.

Проект реализуется при поддержке Росмолодёжь.Гранты.