Лауреат «Национального бестселлера» Андрей Геласимов: «Текст - это инженерная конструкция»

21.10.2022

Дни литературыПо свидетельству многих осведомленных источников над входом в Академию великого греческого философа Платона висела надпись: "Не геометр сюда не войдёт". Точно также и гость продолжающихся в научной библиотеке Дней Литературы, лауреат премии «Национальный бестселлер», известный прозаик, сценарист и преподаватель литературного мастерства Андрей Геласимов уверен в том, что филология и литература – науки не менее точные. «Текст для меня, как инженерная конструкция, инженерное искусство, где все шестерёнки находятся на своем месте и связаны изначальным замыслом в единый четко работающий механизм», - говорит писатель.

На вопрос модератора встречи, доктора филологических наук Юлии Говорухиной о причинах популярности своих романов за рубежом Андрей Валерьевич шутливо предположил: «Наверное, просто книги хорошие», а в развитие темы пояснил, что ему при создании безусловно русского контекста удалось выйти за пределы экзотичности и, в то же время, избежать сиюминутной политической злободневности, непонятной иностранцам. «Я пишу о простых людях - это понятно и близко всем живущим в любых частях света», - подчеркнул автор.

Дни литературыЧасто сугубо национальная проблематика находит точки соприкосновения с опытом зарубежных читателей. Так, роман Геласимова «Жажда» о судьбах людей, побывавших на войне и этой войной искалеченных, оказался необычайно востребован во Франции в начале 2000-х, поскольку тогда ещё были живы многие участники трагической колониальной войны в Алжире середины прошлого века. «Если у вас в тексте появилась деталь, которая не работает в цикле причинно- следственных взаимодействий, она не нужна» - на примере финала «Жажды» Геласимов показывает своим студентам Литературного института, что при написании художественного текста следует с самого начала работы четко представлять его концовку, последовательно и логично подводя к ней всем ходом повествования.

Мощная витальная сила, пронизывающая все произведения, проистекает из личного опыта автора и идёт из детства, являвшего собой преодоление трудностей и невзгод, череду экзаменов и инициаций на пути становления личности. Эти вопросы стали лейтмотивом книги «Степные боги», написанной в неожиданной по развитию и построению сюжета форме романа воспитания. «Испытания, выпадающие на нашу долю - это лишь проявления жизни, не зависящие от нас. Путь к спасению и гармонии - только внутри, снаружи его нет" - разъяснил Андрей Валерьевич основную идею произведения.

Дни литературыОбсудили и первый опыт писателя в формате исторического повествования - роман «Роза ветров», посвящённый подвигу выдающегося исследователя Дальнего Востока Г.И. Невельского, который в ходе опасной экспедиции 1848 года проложил фарватер для прохода по Амуру кораблей из Тихого океана и впервые установил островное положение Сахалина. Оригинальная историческая концепция сочинения, основанная на долгих научных изысканиях автора, встретила полное одобрение заведующего кафедрой Истории Отечества СПБГУ профессора Игоря Зимина.

«Я очень люблю менять жанры. До той поры не писал исторических романов. Теперь возник интерес к фантастике, и в шутку угрожаю товарищу по цеху Сергею Лукьяненко отнять его хлеб», - объяснил А. Геласимов жанровое разнообразие своего творчества.

В заключение беседы писатель поделился своим пониманием философии и, в частности, уверенностью в существовании причинной обусловленности всех фактов и явлений: «Я не помню ненужных событий в своей жизни. Важно только уметь понимать их значение и смысл, быть к этим событиям внимательным. Что бы не происходило - всегда и всем будет править Любовь».