Олег Глушкин о романе «Призрачный остров»

24.10.2022

Дни литературы В тёплый октябрьский вечер в зале научной библиотеки собрался избранный круг любителей литературного таланта большого писателя, нашего земляка Олега Глушкина. Темой встречи стало обсуждение очень важного для автора романа «Призрачный остров». В этом произведении, написанном в далёком 2001 году и шедшем до своего читателя целых 17 лет, известный калининградский прозаик выразил самые выстраданные и сокровенные мысли о нашей жизни, о времени, в котором всем нам довелось жить, о переменах, произошедших со страной. Главная тема романа - Человек и его нравственный выбор перед лицом тяжёлых испытаний.

По-лабораторному чистые условия гротесково-фантастического эксперимента ставят вечный для литературы вопрос (звучавший ещё в XVII веке в строках стихотворения Джона Донна) - а может ли человек быть Островом и жить сам по себе и в себе, без связи с Материком социума и стремительно проносящейся жизнью с её многочисленными тяготами, испытаниями и заботами? Сможет ли человек скрыться от мира на необитаемом острове или в доме за большим забором, подобно Дж. Сэлинджеру, автору любимой повести нашего гостя «Над пропастью во ржи»?

Дни литературыГерой романа Олега Глушкина подобно современному Робинзону укрывается от бурь, сотрясавших нашу страну в 90-е годы, личных драм и переживаний на уединенном Острове, где ощущает радость бытия в компании юной возлюбленной. Единственной связующей нитью с остальным миром для них остается лишь голубиная почта.

Хоть роман и создан в непривычном для писателя фантастическом жанре, но автор остаётся прежде всего художником-реалистом и вслед за Хемингуэем пишет о том, что знает и испытал сам. События 90-х годов, проходящие красной нитью через текст произведения, были в момент его написания болезненно свежи в памяти, а переживания его героя, который, как и все жители нашей огромной страны, испытывал тяготы этого нелегкого времени, стали понятны и близки читателям.

Дни литературыПафос романа «Призрачный остров» проявляется в концовке, выполненной в традиционном для писателя оптимистичном ключе. «Нужно вернуться, чтобы победить», - говорят себе герои. Такой финал подводит читателя к пониманию того, что следует не бежать от зла, а бороться с ним каждому на своем месте по мере сил и возможностей.

Посетители встречи активно подключились к творческой дискуссии, в которой автор смог осветить свои ключевые взгляды и идеи. О. Глушкин заметил, что в выбранном им жанре социального романа таится опасность быстрой потери актуальности содержания и как следствие - творческой неудачи: «Необходимо заложить идеи, которые переживут злободневные реалии и будут востребованы следующими поколениями».

Как выяснилось спустя годы, написанный роман создан в популярной ныне в Европе традиции «auto-fiction», то есть дополненной художественным вымыслом реальной авторской биографии. Есть авторы, которые работают в рамках жесткой конструкции, подводя весь ход повествования к изначально определенному финалу. У нашего гостя иная манера. Он помещает героев в некую ситуацию и оставляет их действовать в предлагаемых обстоятельствах, не зная, что с ними будет дальше, и чем закончится их история. «Герои моих романов живут и действуют, не спрашивая меня», - заключил писатель.