Наверное, каждый человек в беззаботные дошкольные годы мечтал выучиться играть на фортепиано, чтобы радовать родителей и товарищей своих виртуозным исполнением сложнейших произведений. Эти мечты воплотились у всех по-разному. Одни не прошли строгую приемную комиссию, другие сошли с дистанции на стадии разучивания гамм, кто-то освоил громкое и отчетливое проигрывание композиции «Тихие слёзки» на отчётных концертах. Лишь самые усидчивые смогли окончить долгий курс музыкальной школы и совсем уж единицы связали свою дальнейшую жизнь с музыкальной сферой. Но мало кто знает обо всех возможностях, что таит в себе такой, казалось бы, привычный и обыденный струнный ударно-клавишный инструмент.
Раскрыть тайны фортепиано и помочь по-новому оценить его потенциал и перспективы была призвана лекция заведующей отделом музыкального искусства и этномузыкологии Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси, доцента кафедры музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства Белорусской государственной академии музыки, кандидата искусствоведения Ирины Горбушиной, прошедшая в областной научной библиотеке.
В начале выступления лектор познакомила аудиторию с историей возникновения и основными этапами развития одного из самых распространенных музыкальных инструментов. Предшественниками фортепиано были средневековые клавикорд и клавесин, бытовавшие в Европе 14-17 веков. Эти инструменты объединяла камерность использования — для домашнего музицирования. Ввиду конструктивных особенностей они не могли давать звучания, достаточного для покрытия пространств больших залов.
Лишь в 1709 году итальянский мастер Бартоломео Кристофори внёс революционное новшество, соединив каждую клавишу с молоточком, ударяющим по струнам. Так впервые стало возможным регулировать громкость звука силой нажатия на клавишу, что и отразилось в названии нового инструмента — фортепиано (в переводе с итальянского - «громко-тихо»). Важной вехой стало изобретение в конце 18 века англичанином Адамом Бейкером правой (демпферной) педали — настоящей «души фортепиано», которая позволила удлинять звук, делая его полным. В 1820-е годы диапазон инструмента был расширен до нынешних 7 ¼ октав (88 клавиш). После этого фортепьяно окончательно вытеснило предшественников и прочно вошло в обиход городских домов, салонов и концертной жизни. Важнейшую роль в этом сыграл Фредерик Шопен, прозванный «королем фортепиано». К середине 19 века конструктивные доработки завершились и инструмент приобрел сегодняшний облик.
В начале 20 века на волне авангардных новаций композиторы и исполнители пытались переосмыслить и придать нетрадиционное звучание целому ряду музыкальных инструментов, включая и фортепиано. Поиски новой выразительности шли в двух направлениях: усовершенствовании за счет дополнительных приспособлений и механизмов или применении продвинутых методов игры. В рамках первого пути такие теоретики и практики расширения границ музыкального сознания, как Иван Вышнеградский и чешский композитор Алоис Хаба предложили разложить полутона на более дробные интервалы, чего не позволяла механика традиционного фортепьяно. Они сконструировали инструменты с четвертитоновым звучанием, которые были, однако, столь громоздки и сложны в изготовлении, что не получили широкого бытования. Куда проще и дешевле оказалось модернизировать приемы исполнения. Ещё с 18 века известна техника «глиссандо», когда музыкант проводит пальцами наискосок по целому ряду клавиш. К примеру, Моцарт так передавал звук масла, намазываемого на хлеб.
В 1920-30 годах американский композитор и пианист Генри Кауэлл ввел понятие «звуковых кластеров» и прославился экспериментами со звукоизвлечением. Ряд его произведений целиком исполнялись на струнах (а не клавишах) фортепьяно, часто ударами ладоней и предплечий. Техника защипывания струн, примененная в «Эоловой арфе» стала популярной во второй половине 20 века. Впоследствии сочинения Кауэлла были названы «Библией молодых музыкантов» и оказали большое влияние на развитие электронной музыки. Эпигоны данного направления довели его до совершенства, прибегая к царапанию гвоздями, битью кулаками по клавишам, игре носом и другим интереснейшим нововведениям.
Как раз под впечатлением от авангардных подходов к музыкальному исполнению и были написаны знаменитые строки Маяковского: «А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб»?