Ирина Сергеевна Кузнецова, доктор философских наук, профессор Российского государственного университета им. И. Канта
Из истории Валленродтской библиотеки – книжного памятника мировой культуры
Валленродтская библиотека сыграла огромную роль в культуре нашего региона.
Свое название библиотека получила по имени ее основателей – старинной дворянской фамилии Валленродтов, – которые в XVII веке начали собирать книги в своем родовом замке. В 1620 году коллекция начала пополняться книгами религиозного содержания. Однако все это собрание было предназначено не для всеобщего чтения. В 1623 году пожар уничтожил библиотеку, основанную канцлером Мартином фон Валленродтом. Новое собирательство началось 17 марта 1629 года. В 1650 году, опасаясь очередного пожара, сын Валленродта разместил драгоценную книжную коллекцию в Кафедральном соборе, служившем церковью Кенигсбергского университета. Эта библиотека была единственной публичной библиотекой в Кенигсберге. Она была открыта по вторникам и пятницам после полудни. Книги на дом не давались.
Попечителем библиотеки являлся старший сын семьи Валленродтов. Он платил собору арендную плату, которая по тем временам составляла немалые деньги, – 20 марок в год. Библиотекарем был профессор Кенигсбергского университета, утверждавшийся семейством Валленродтов. В 1717 году появляется первое научное описание библиотеки. К тому времени ее фонд составлял 9000 книг. Надо отметить, что в коллекции были также монеты, антиквариат, а во второй половине XVIII века собрание пополнилось картинами.
Семейство Валленродтов переживало разные времена. Иногда приходилось продавать части библиотеки. Так, в 1809 году была изъята вся коллекция монет. Позже были вывезены 12 картин. В 1909 году Валленродты отдали 7000 книг в университетскую библиотеку. В Кафедральном соборе осталось порядка 3000 книг.
Вторая мировая война стала трагической страницей в истории Валленродтской библиотеки. В 1944 году большая часть книг была вывезена и разрознена. Теперь самые крупные собрания книг Валленродтской библиотеки можно найти в Калининграде, Москве, Минске и Новосибирске.
Сергей Александрович Басов, зав. научно-методическим отделом библиотековедения Российской национальной библиотеки, кандидат педагогических наук
Библиотечный социальный институт: к разработке концепции социокультурной модернизации
Понятие «библиотечный социальный институт» формируется из шести составляющих: системы библиотек (все библиотеки); системы образования; системы научного обеспечения; системы коммуникации (конференции, семинары, журналы); системы управления; нормативно-правовой системы (законы и этический кодекс).
Все эти 6 объектов, составляющих суть библиотечного социального института, т. е. библиотеки, нуждаются в модернизации.
«Три кита» модернизации библиотечного дела:
1. Онтологический «кит».
В текучих условиях современности определить сущность библиотеки непросто. В последнее время на первый план выходит информационная концепция библиотеки. Это значит, что время информационного обслуживания читателя должно стремиться к нулю. В таком случае библиотека превратится в информаторий, будут утрачены воспитательские, просветительские и коммуникативные функции библиотеки. Современные библиотекари недооценивают устную коммуникацию, время которой должно стремится к бесконечности. Итак, онтологический «кит» модернизации – это документально-коммуникативная природа библиотечной деятельности.
2. Мировоззренческий «кит».
Существуют 3 модели взаимоотношения библиотекаря и читателя: 1) Читатель пассивен, библиотекарь выступает в роли священника; 2) Читатель активен, библиотекарь – обслуга, часть сервиса (американская модель библиотеки); 3) Читатель и библиотекарь выступают как равноправные партнеры совместной деятельности. На первый план выходит воспитательная функция библиотеки.
Идеологической платформой современной библиотеки являются инкультурация и гуманизм. Итак, мировоззренческий «кит» модернизации – это либерально-гуманистическая идеология.
3. Управленческий «кит».
Сейчас финансированием библиотек занимается только государство. Из-за произвола чиновников происходит постоянное недофинансирование, сочетаемое с принципом остаточного финансирования. Чтобы этого избежать, необходимо ввести в действие общественно-государственную систему управления. Одни функции будет исполнять государство, другие – негосударственные организации. Итак, управленческий «кит» модернизации – это общественно-государственная система управления.
Александр Юрьевич Самарин, зав. научно-исследовательским отделом редких книг (Музея книги) Российской государственной библиотеки, доктор исторических наук
Книжные памятники: формирование научного понятия и современная концепция сохранения книжного наследия
Юридический термин «книжный памятник» появился в российском законодательстве в июне 2009 года как синоним понятия редкой и ценной книги.
Впервые отдел редких книг был образован в 1918 году. Сюда относились старейшие книги, шикарно оформленные или с более поздними добавлениями. В 1933 году акцент смещается в сторону содержательного или политического аспектов. В 1947 повторяется ситуация 1918 года. В июне 1949 года принято постановление о разоблачении вредных редких книг. Усиливается идеологическое направление. С 2005 года происходит формирование региональных центров памятников, с этого года все книжные памятники должны быть зарегистрированы.
Книжная редкость – понятие условное и должно формироваться с учетом развития региона. На данный момент к памятникам относят все рукописные книги, изданные до 1830 года. При определении временных рамок принимали во внимание, что примерно в эти годы заканчивается эпоха ручных станков. Все книжные памятники находятся под государственной защитой.
Сейчас необходимо создать наиболее полный реестр книжных памятников. При этом надо обязательно принять схему со значительным количественным ограничением памятников и провести границу между редкими и ценными книгами и книжными памятниками.
Перетяка Нина Петровна, консультант Министерства культуры Калининградской области, кандидат культурологии
Калининградская модель региональной культуры: проблемы идентификации и сохранения
Культурное целое России не может быть понято без осмысления специфики региональных традиций. В самом западном российском регионе – Калининградской области – переплетаются процессы глобализации и регионализма, что проявляется в своеобразии сложившейся на данной территории культуры.
Особенности калининградской региональной культуры обусловлены полуанклавным и эксклавным положением региона, в силу чего затруднено общение с Россией и вместе с тем очень интенсивны межкультурные коммуникации. В литературе, посвященной нашему краю, начиная с 90-х годов, часто используются понятия «анклав», «эксклав», «полуанклав». Е. Ю. Винокуров определяет анклав как часть территории государства, окруженную территорией другого государства, в тех же случаях, когда территория имеет выход к морю, ученый использует термин «полуанклав». После объединения Европы Калининградская область может считаться полуанклавом Европейского Союза. Под эксклавом понимается регион, окруженный более чем одним государством. Поэтому, когда Литва в 1990 году провозгласила свою независимость, Калининградская область стала эксклавом Советского Союза, а затем Российской Федерации.
Полуанклавное и эксклавное положение региона оказало огромное влияние на идентичность жителей Калининградской области, отличающуюся от российской. Социологические опросы показали, что осознание местной (региональной) идентичности у калининградцев выше, чем в среднем по России.
Прошлое культуры калининградской земли и для современного культурного сознания жителей региона – сложное образование, в переживании которого преломляются свое и чужое, русское и европейское. До недавнего времени в области действовал негласный запрет на прошлое, на довоенную историю. Однако после празднования 750-летия Кенигсберга-Калининграда все ограничения на чужие культуры были сняты.
В контексте празднования Юбилея произошла смена культурных знаков и символов города. Традиционный символ Калининграда Кафедральный собор уходит на второй план и уступает место отреставрированным Королевским воротам. 8 июня 2006 года Королевские ворота были помещены на герб Калининградской области. Еще одним значимым событием становится открытие и освящение патриархом Алексием II православного Храма Христа Спасителя. Новый храм стремительно завоевал сердца калининградцев и стал одной из самых ярких достопримечательностей города. После 3 июля 2005 года изменился статус города, доказательством чему являются масштабные культурные проекты: «Балтийские сезоны», «Дни литературы», «Музейные ночи» и др.
На калининградской земле сложилась региональная культура как целостный феномен, имеющий свою ярко выраженную специфику. В ее основе – наличие в местном сознании особой картины мира, отличной от картин мира жителей других регионов России.
Михаил Дмитриевич Афанасьев, директор Государственной публичной исторической библиотеки, кандидат педагогических наук
Оригинал и копия: эволюция представлений о ценности книги
В рукописный период дихотомии «оригинал-копия» не существовало. Все рукописи были оригиналами. Понятия «копия» и «копиист» появляются в более поздний период одновременно с изобретением книгопечатания. Причем копия как продукт более высокого качества ценится больше подлинника. Это было характерно для всех сфер жизни, за исключением делопроизводства. В этой области оригинал всегда был ценнее.
В XVIII веке появляются библиофилы, собирающие домашние библиотеки. Тогда и возникает дихотомия «оригинал-копия». Оригиналом воспринималось первое издание. Позже формируется более широкое понятие прижизненного издания. Но в XVIII веке ни оригинал, ни рукопись не воспринимались особо. Переворот происходит в XIX веке, когда оригинал приобретает признаки ценности, историчности, а копия понимается как что-то не уникальное, не старинное. В XX веке копия окончательно теряет какую-либо ценность и превращается в техническое понятие. Электронная эпоха привела к тому, что копия культурно никак не обозначается. Поэтому для электронного текста исчезает дихотомия «оригинал-копия».
Для профессионального библиотечного сознания характерно восприятие своих фондов как фондов копий, всех книг как равных. Необходимо добиться того, чтобы и в понимании библиотекаря существовала четкая дихотомия «оригинал-копия».
Леонард Александрович Калинников, доктор философских наук, профессор Российского государственного университета им. И. Канта
Иммануил Кант в русской поэзии
Современный русский поэт А. С. Кушнер в своем творчестве неоднократно обращается к Иммануилу Канту. Особенно ярко это проявляется в цикле стихов «Таврический сад», в разделе «Общий замысел». Одно из стихотворений этого цикла посвящено проблеме существования Бога у Канта.
Кант всю свою жизнь был озабочен проблемой существования Бога. В «Критике чистого разума» он дал логическое обоснование несуществования Бога. Но в «Критике практического разума» Бог утверждается как постулат.
А. С. Кушнер обращается к творчеству Гейне, который впервые сформулировал эту проблему в своей работе « К истории религии и философии в Германии». Гейне назвал кантовскую «Критику чистого разума» «мечом, отрубившем в Германии голову деизма».
Кант развивает свою собственную теорию Бога и утверждает, что человеку можно надеяться только на самого себя. Человек как божественное создание может творить с помощью окружающих его вещей в себе, руководствуясь разумом. Кант говорит, что все ипостаси, которые мы приписываем Богу, – это идеал нашего разума.
Итак, проблема существования Бога у Канта Кушнером решается неоднозначно. Даже после смерти человек не узнает всей правды ("Нет ли Бога, есть ли Он, - узнаем, // Умерев, у Гоголя, у Канта, // У любого встречного, - за краем. // Нас устроят оба варианта").
Татьяна Яковлевна Кузнецова, зав. кафедрой библиотековедения и информатики АПРИКТ, руководитель проекта «Международная библиотечная философская школа», кандидат педагогических наук
Библиотека в электронную эпоху: онтологические основания социокультурного моделирования
Основные тенденции развития современного общества – это глобализация и развитие информационного общества.
Основные характеристики информационного общества:
1.Изменение роли информации в современном мире. Информация становится серьезным социокультурным феноменом. Она принимает активное участие в формировании материальной структуры нового социума.
2.Качественные изменения в структуре общества.
3.Изменение отношения к фундаментальному знанию. Информация превращается в знание.
4.Начало процесса дематериализации. Знание превращается в высшую ценность в обществе.
5.Формирование виртуальной общности, новой виртуальной культурной реальности.
6. Электронные технологии приводят к созданию асоциальных виртуальных сообществ.
7. Формируется экзистенциальное размежевание между автономными идентичностями и массами.
Таким образом, информационное общество должно выйти на новый этап цивилизационного прогресса.
Модель информационного общества:
1. В основании – технологии.
2. Общество знания. Беспрепятственный доступ к информации.
3. Глобальное общество без границ.
4. Общество открывает каждой культуре новые возможности для реализации.
Роль библиотеки в современном обществе стремительно меняется, поэтому необходимо обосновать социальные и коммуникативные практики библиотеки и адаптировать человека к новым технологиям.
Библиотека выступает как объект и субъект информатизации, как социальный институт. Она аккумулирует огромные информационные массивы и создает к ним бесплатный доступ. Она способствует формированию информационного мышления, определяет стиль информационного поведения человека.
Новая формула реализации базовой функции библиотеки:
1) Ориентация в информационных ресурсах;
2) Анализ и оценка информационных ресурсов;
3) Доступ к информационным ресурсам.
Информационное поле библиотеки (фонды библиотеки) – это матрица универсума.
Щеглова Ольга Николаевна, заместитель директора Калининградского областного историко-художественного музея
Международный проект по сохранению культурного наследия. Реставрация инвентарных книг музея «Пруссия»
Музей «Пруссия» был основан в 1844 году. Его коллекция насчитывала 250 000 экспонатов. Это были предметы быта, украшения, наконечники копий и стрел, монеты, кубки, вазы. Музей размещался на первом этаже Орденского замка Кенигсберга. На данный момент из 250 000 единиц музея 30 000 находятся в Германии, 2000 – в Ольштыне и 30 000 – в Калининграде.
В 1968 году были найдены инвентарные книги музея, которые поступили в историко-художественный музей Калининграда в разрушенном состоянии. Из-за воздействия сырости и микроорганизмов бумага стала очень хрупкой, на страницах появились пятна, а текст частично выцвел. Долгое время не удавалось найти финансирование на реставрацию этих уникальных изданий. Наконец, в 2007 году польская сторона предложила свою помощь в этом нелегком деле. Специалисты мастерской реставрации и репрографии Государственного архива города Ольштын всего за один год провели титаническую работу и отреставрировали 13 инвентарных книг музея «Пруссия». Книжные листы были проклеены тончайшей пергаментной бумагой, были сделаны новые обложки.
9 декабря 2008 года в Музее археологии города Варшава состоялась презентация уникального научного труда «Археологические инвентарные книги бывшего музея «Пруссия»» при участии польских, российских и немецких музейных сотрудников. Этот трехъязычный каталог теперь доступен всем, кто интересуется историей музея «Пруссия» и прошлым Балтийского региона.