Калининградская областная научная библиотека


Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Вконтакте Twitter Facebook Instagram YouTube
           
Центр регионоведения
         
           
Департамент развития культуры Калининградской области


Президентская библиотека имени Б.Н.Ельцина

Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе
           
Центральные библиотеки субъектов РФ

Римский-Корсаков Н. А. Царская невеста

Версия для печати

18 марта исполняется 170 лет со дня рождения русского композитора, дирижёра, педагога, общественного деятеля, музыкального критика Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844-1908).

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Римский-Корсаков Н. А. родился в Тихвине под Петербургом. В восемнадцать лет проходя службу на клипере «Алмаз», совершил длительное заграничное плавание. В апреле 1863 г. корабль пять дней стоял на рейде у восточно-прусского порта Мемель и Римский-Корсаков смог посетить город. Впоследствии, решив посвятить себя музыке, оставил карьеру морского офицера.

Формированию его таланта способствовал композитор М. А. Балакирев. Молодой композитор начинает создавать произведения в разных жанрах: оркестровые пьесы, романсы. Со временем Н. А. Римский-Корсаков становиться сочинителем опер – эпических, сказочных, историко-бытовых, которые неизменно входят в репертуар театров: «Псковитянка», «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством», «Снегурочка», «Садко», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок» и др. Всего им было создано 15 опер. Кроме того, Римский-Корсаков Н. А. – автор инструментальных сочинений, хоров, вокальных произведений. Николай Андреевич был участником «Могучей кучки».

На протяжении почти сорока лет Николай Андреевич Римский-Корсаков был профессором и директором Петербургской консерватории, которая в настоящее время носит его имя. Являлся основателем композиторской школы. Его учениками были А. Лядов, А. Глазунов, А. Аренский, М. Ипполитов-Иванов, И. Стравинский, Н. Мясковский, С. Прокофьев и др.

Римский-Корсаков Н. А. внес выдающий вклад в отечественную музыкальную и театральную культуру. Им были завершены ряд произведений А. Бородина, М. Мусоргского, А. Даргомыжского.

Николай Андреевич оставил автобиографическое повествование под названием «Летопись моей музыкальной жизни», которое было издано после его смерти.

Фонд редкой книги располагает несколькими произведениями Н. А. Римского-Корсакова. Особенно ценным является первое прижизненное издание оперы «Царская невеста», либретто которой написано композитором совместно со своим бывшим учеником, беллетристом, оперным либреттистом Ильей Федоровичем Тюменевым (1855-1927) по одноименной драме русского поэта, драматурга, переводчика Льва Александровича Мея (1822-1862).

Сочинение одето во владельческий переплет с красочными форзацем и нахзацем, при этом сохранена типографская обложка.

Н.А. Римский-Корсаков. Царская невеста

Н.А. Римский-Корсаков. Царская невеста. Нахзац

Удивительно красиво, в русском стиле оформлен титульный лист.

Н.А. Римский-Корсаков. Царская невеста. Титульный лист

«Царская невеста» – это девятая опера композитора. Сюжет пьесы Л. А. Мея – трагическая судьба третьей жены Ивана Грозного Марфы Собакиной. Составляя либретто оперы, Римский-Корсаков лишь незначительно отошел от произведения драматурга, сохранив основные действующие лица.

Н.А. Римский-Корсаков. Царская невеста. Действующие лица

Премьера оперы состоялась осенью 1898 г. в Москве на сцене Русской частной оперы (театр С. И. Мамонтова). Партию Марфы исполняла Надежда Ивановна Забела-Врубель (1868-1913). Сам композитор так писал о первом спектакле: «Опера прошла с успехом. Опять вызовы, венки, ужины и т. д. Забела – Марфа – пела прекрасно…».

Ноты «Царской невесты» были выпущены издательством «М. П. Беляев в Лейпциге», которое было создано в 1885 г. Митрофаном Петровичем Беляевым исключительно для издания произведений русских композиторов. Печатание произведений осуществлялось в Лейпциге фирмой C. G. Röder. Нототорговая база находилась в Санкт-Петербурге.

Беляев М. П. (1836-1903) – российский предприниматель, меценат, издатель. Родился в семье крупного лесопромышленника. С детства был увлечен музыкой, играл на скрипке, альте и фортепиано. С 1866 г. вел лесное дело в Архангельской губернии. В 1884 г. устранился от непосредственного участия в делах торгового дома «Петр Беляев наследники и К°», занялся меценатской деятельностью. Помимо нотного издательства, им были организованы «Русские симфонические концерты», «Русские квартетные вечера», учреждена ежегодная Глинкинская премия для русских композиторов. Митрофан Петрович завещал 1,5 млн. рублей «Попечительскому совету для поощрения русских композиторов и музыкантов», руководителями которого видел Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Глазунова и А. К. Лядова.

У Н. А. Римского-Корсакова с М. П. Беляевым было дружественно-деловое сотрудничество. За время существования издательства были изданы 7 оперных партитур и клавиров, 7 номеров симфонических произведений, 11 номеров для хора, 19 опусов романсов, дуэтов и трио, около 10 номеров для различных струнных инструментов Римского-Корсакова.

Другое, предположительно, также прижизненное издание Н. А. Римского-Корсакова – «Сборник романсов и песен», содержащий десять произведений, написанных в разное время, но все они имеют запись о посвящении.

Н.А. Римский-Корсаков. Сборник романсов и песен

Н.А. Римский-Корсаков. Сборник романсов и песен

Первым в сборнике помещен первый романс Н. А. Римского-Корсакова «Щекою к щеке ты моей приложись» на слова Г. Гейне в переводе М. Михайлова, написанный в 1865 г. и посвященный композитору Модесту Петровичу Мусоргскому (1839-1881).

Далее следуют романсы:

«Пленившись розой, соловей» (соч. 1866 г.) на слова А. В. Кольцова (1809-1842) посвящен Мальвине Рафаиловне Кюи (1836-1899), певице-любительнице, жене композитора Ц. А. Кюи;

«Колыбельная песня» на слова Л. А. Мея (соч. 1866 г.) посвящен Софии Ивановне Беленицыной, певице-любительнице;

«Из слез моих много» на слова Г. Гейне в переводе М. Михайлова (соч. 1866 г.) посвящен Людмиле Ивановне Шестаковой (1816-1906), сестре композитора М. И. Глинки;

«Где ты, там мысль моя летает» на слова неизвестного автора (соч. 1870 г.) посвящен композитору Петру Ильичу Чайковскому (1840-1893);

«Ночь» на слова А. Н. Плещеева (соч. 1868 г.) посвящен жене Надежде Николаевна Римской-Корсаковой (1848-1919), пианистке и композитору;

«Тайна» на слова А. фон Шамиссо (соч. 1868 г.) посвящен Александре Николаевне Пургольд (1844-1929), певице-любительнице, сестре жены композитора;

«Встань, сойди, давно десница» на слова Л. А. Мея (соч. 1870 г.) посвящен русскому пианисту, учителю Н. А. Римского-Корсакова Федору Андреевичу Канилле (1836-1900);

«В царство розы и вина – приди!» на слова Фета (соч. 1870 г.) посвящен Екатерине Сергеевне Бородиной (1833-1887), пианистке и жене композитора А. П. Бородина;

«Я верю, я любим» на слова Пушкина (соч. 1870 г.) посвящен композитору, пианисту, дирижёру Милию Алексеевичу Балакиреву (1837-1910).

Издателем «Сборника романсов и песен» выступила фирма П. Юргенсона, также оставившая заметный след в нотоиздательской деятельности. Основатель ее – Петр Иванович Юргенсон (1836-1904) – прошел путь от продавца в музыкальном магазине до родоначальника успешного предприятия. Это было самое крупное из русских издательств дореволюционного времени и первых лет советской власти, которое выросло в Государственное музыкальное издательство Музгиз. Фирма П. И. Юргенсона в свое время была признана одной из лучших во всем мире.

Николай Андреевич Римский-Корсаков занимает важное место в истории создания народно-исторических и сказочных музыкальных драм XIX в. Замечательно, что его произведения выпускались в свет лучшими российскими издательствами своего времени в достойном оформлении.

Имя композитора носят бульвары и улицы во многих городах нашей страны. Улица Н. А. Римского-Корсакова есть и в Калининграде, а это значит, что потомки помнят о морском офицере и талантливом музыканте.

Список использованной литературы:

  1. Римский-Корсаков, Н. А. Царская невеста [Ноты] : опера в 3-х действиях / Н. А. Римский-Корсаков. - Лейпциг : Издания М. П. Беляева, 1899. - 261 с.
  2. Римский-Корсаков, Н. А. Сборник романсов и песен [Ноты] / Н. А. Римский-Корсаков. – Москва : у П. Юргенсона, [1894]. - 36 с. - (Издание Юргенсона. Т.431 ).
  3. Римский-Корсаков, Н. А. Летопись моей музыкальной жизни / Н.А. Римский-Корсаков. - 8-е изд. - Москва : Музыка, 1980. - 454 с : портр.
  4. Иванов Г. К. Нотоиздательское дело в России : историческая справка. – Москва, 1970.
  5. Стасов, В. В. Митрофан Петрович Беляев / В.В. Стасов. - Москва : Музгиз, 1954. - 56 с. - (Русская классическая муз. критика).
  6. Соловцов, А. А. "Царская невеста" Н. А. Римского-Корсакова / А.А. Соловцов. - Москва : Музыка, 1964. - 84 с.
  7. Большая Российская энциклопедия. [В 30 т.] Т. 3 : "Банкетная компания" 1904 - Большой Иргиз / ред. Ю.С. Осипов, С.Л. Кравец, Ж.И. Алферов [и др.]. - Москва : Большая Российская энциклопедия, 2005. – с. 299.
  8. Россияне в Восточной Пруссии. В 2 ч. Ч.1 : Биографический словарь / Г.В. Кретинин, Ю.В. Костяшов ; под ред. Ю.В. Костяшова. - Калининград : Янтар. сказ, 2001. – С. 187.
  9. Светочи русской культуры 18-20 веков в изобразительном искусстве : книга-альбом. - Москва : Классика, 2001. - С. 294.

Возврат к списку