Калининградская областная научная библиотека


Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Вконтакте Twitter Facebook YouTube
           
Центр регионоведения
           
Калининградская библиотечная ассоциация
           
Всероссийская акция #АгроМания
           
           
Министерство культуры Калининградской области


Президентская библиотека имени Б.Н.Ельцина

Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе
           
Центральные библиотеки субъектов РФ

VI Санкт-Петербургский международный культурный форум

Волошин М.А. Лики творчества

Версия для печати

21 мая исполняется 140 лет со дня рождения русского поэта, литературного критика Максимилиана Александровича Волошина (1877-1932)

Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,

Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,

Пройти по всей земле горящими ступнями,

Всё воспринять и снова воплотить.

М. Волошин

Максимилиан Александрович Волошин

Для Максимилиана Александровича Волошина (1877-1932) характерна ненасытная жажда познания окружающего мира. Он человек многообразных дарований – поэт, художник, критик, переводчик, исследователь, вошедший в историю отечественной культуры.

Современники удивлялись разносторонности интересов Волошина. Его увлекали астрономические и метеорологические наблюдения, геология и проблемы биологии. Он был одним из первых и самых осведомленных краеведов Крыма. «Размышлял об архитектуре и её связи с географическим ландшафтом, он предвосхитил идеи Корбюзье». Почти одновременно с французским поэтом-инструменталистом Рене Гилем (1862-1925) и русским поэтом, прозаиком, драматургом, переводчиком, литературоведом, литературным критиком Валерием Брюсовым (1873-1924) Максимилиан Волошин внес заметный вклад в теоретическую разработку проблем научной поэзии.

Фонд редких книг в коллекции литературных памятников имеет сборник критических статей М. А. Волошина «Лики творчества». В предисловии, написанном писателем С. Наровчатовым, Волошин определен как один «из самых своеобразных критиков и исследователей в истории русского “искусствоведения первой трети нашего века”». Представляемое издание состоит из четырех книг.

Волошин М.А. Лики творчества

М. А. Волошин считал, «что основной целью критики – помощь большой публике в уяснении новых, но ещё не привычных ей явлений современного искусства». Произведение искусства, поскольку оно «несёт в себе и нечто новое», «всегда, неизбежно, помимо воли автора, является загадкой». Он полагал, что «у критики есть ещё одна задача: помочь самим творцам понять созданное ими, если речь идет о произведениях современной литературы. Таким образом, проникновение критика в замысел художника, уяснение созданного им поддерживают, утверждают поиски, и даже самое направление творческих дерзаний писателя и художника, которые чаще всего не способны оценить объективно своё произведение». Волошин убежденно принадлежал к «субъективной критике».

«Лики творчества» как рубрика возникла в сознании автора в конце 1906 г., когда в газете «Русь» появились его очерки-фельетоны о новых произведениях русских поэтов и прозаиков. Прошло семь лет пока Волошину удалось осуществить заветную мысль. В 1912 г. в издательстве при журнале «Аполлон» состоялось обсуждение о выпуске в свет книги художественной критики Максимилиана Волошина под этим названием. В первую книгу «Ликов творчества», Волошин включил статьи о новейшей, на тот момент, французской литературе и театре.

Волошин М.А. Лики творчества

Одновременно Максимилиан Александрович готовил и вторую книгу «Ликов творчества», а затем предполагал издать, по меньшей мере, ещё три книги под тем же названием. Статьи о русских поэтах предназначались Волошиным для четвертой книги, посвященной его русским современникам.

Вторая, третья и четвертая книги «Ликов творчества» при жизни М. Волошина не вышли в свет, хотя их состав обдумывался автором и остался в нескольких набросках.

Название книги «Лики творчества» в начале века не было случайным и легко «вписывалось» в эстетику символизма. Литературоведы считают, что Волошин различал в человеке лицо и маску. По его мнению, лицо – самая чувствительная, утонченная, самая культурная часть нашего тела. Это то «особенное, неповторимое, что отмечает своею печатью индивидуальность».

Есть мнение, что Волошин стремился выявить в каждом писателе, каждом художнике, о котором говорил в своих статьях лик. Он всегда стремился найти ключ к творчеству художника в понимании его судьбы. При этом личность художника и, конечно, его лик, и, в частности, его внешность имели для Волошина особое значение.

Первая книга «Лики творчества» вышла в начале января 1914 г., когда Волошин находился в Коктебеле. Её появление «вызвало в русской печати всего лишь несколько откликов, и с большим запозданием они дошли до автора книги».

Книга, как писал в своем предисловии сам М. Волошин, «обнимает статьи об искусстве за десять лет (1904-1914). Она вся в движении и представляет собою постепенное развитие и углубление художественного понимания. Оценки и симпатии автора незаметно меняются на её страницах. Разве может быть иначе, раз критика есть исповедь, а книга обнимает десять лет?».

В первой книге рассказывается о творчестве Вильо де Лиль-Адане, Барбэ д' Оревильи, Анри де Ренье, Поле Клоделе, о французском театре и др.

Вторая книга «Искусство и искус» включает статьи об изобразительном искусстве. Первая часть посвящена Франции, вторая – России. В статьях можно узнать, что автор думает о творениях художников В. Слевинского, Мориса Дени, Одилона Рэдоне, Б. Э. Борисова-Мусатова, М. Врубеля, А. С. Голубкиной, М. С. Сарьяна, К. Богаевского, В. И. Сурикова.

Третья книга посвящена театру и состоит из четырех подразделов: «Театр и сновидение», «Достоевский и русская трагедия», «Облик театра», «Танец». Так, автор представляет художественную критику на постановки «Братьев Карамазовых» и «Горе от ума» в Московском художественном театре, высказывается о спектакле «Сестра Беатриса» в постановке театра В. Ф. Комиссаржевской и др. В подразделе «Танец» М. Волошин делится впечатлением о творчестве американской танцовщицы, основоположницы свободного танца Айседоре Дункан, о русской «ритмо-пластички» Елены (Эли) Ивановны Киппер-Рабенек и др.

Книга четвертая – «Современники». Это статьи художественной критики о русских поэтах и писателях: В. Брюсове, С. Городецком, Вяч. Иванове, А. Блоке, И. Бунине, А. Ремизове и многих других.

Литературоведы В. П. Купченко, В. А. Мануйлов, Н. Я. Рыкова так определяют Максимилиана Александровича Волошина как критика: «Свежий и пристальный взгляд критика открывает незамеченные или забытые черты в «ликах творчества» его современников, выявляет новые аспекты в их истолковании и изучении. Наконец, он обогащает наше представление о литературном процессе первых десятилетий ХХ в. Читая и перечитывая критические статьи Волошина, мы вслушиваемся в «шум времени», мы ощущаем «ветер истории», и нас обогащает глубокое понимание многих явлений художественной жизни прошлого, не потерявших своего значения настоящего и будущего».

Список использованной литературы:

  1. Волошин, М. А. Лики творчества : сборник / М. А. Волошин ; сост.: В. А. Мануйлов, В. П. Купченко, А. В. Лавров ; ред.: В. А. Мануйлов, Б. Ф. Егоров ; авт. предисл. С. С. Наровчатов ; Акад. наук СССР. - Ленинград : Наука. Ленинградское отделение, 1988. - 848 с. : 6 вкл. л. фот., ил., портр. ; 22 см. - (Литературные памятники). - Примеч.: с.600. - Указ. имен: с.811. - Список ил.: с.844.

Возврат к списку