Калининградская областная научная библиотека


Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Вконтакте Twitter Facebook YouTube
           
Центр регионоведения
           
Калининградская библиотечная ассоциация
           
Всероссийская акция #АгроМания
           
           
Министерство культуры Калининградской области


Президентская библиотека имени Б.Н.Ельцина

Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе
           
Центральные библиотеки субъектов РФ

VI Санкт-Петербургский международный культурный форум

Сумароков А.П. Стихотворения

Версия для печати

25 ноября исполняется 300 лет со дня рождения русского писателя и драматурга Александра Петровича Сумарокова (1717-1777).

Александр Петрович Сумароков

«Сумароков был не в меру превознесен своими современниками и не в меру уничтожаем нашим временем. Мы находим, что как ни сильно ошибались современники Сумарокова в его гениальности и несомненности его прав и бессмертия, но они были к нему справедливее, нежели потомство. Сумароков имел у своих современников огромный успех, а без дарования, воля ваша, нельзя иметь никакого спеха ни в какое время».

В. Г. Белинский

Александр Петрович Сумароков родился в Петербурге в старинной дворянской семье. Отец был крупным военным Петровской эпохи. Он играл заметную роль в чиновничьей жизни Петербурга в послепетровское время и умер в высоких чинах в начале царствования Екатерины II.

Начальное образование Александр Петрович получил дома. В 1732 г. он был определен во вновь отрытый Сухопутный шляхетский корпус, специальное учебное заведение для детей высшего дворянства. Учащиеся этой «Рыцарской академии» получали поверхностные, но разнообразные знания и большей частью оставались людьми малообразованными, что не мешало им делать крупную военную и штатскую карьеру. Однако среди «кадетов» были любители поэзии и театра. В первые годы имя Сумарокова в этой связи не встречается. Лишь ко времени окончания шляхетского корпуса были напечатаны две его «Оды» (1740). В них А. Сумароков выступил певцом благодеяний, которые оказывала «дворянскому корпусу» императрица Анна Иоановна.

В 1740 г. Александр Петрович окончил обучение и был выпущен адъюнктом к вице-канцлеру графу М. Г. Головкину, одному из виднейших вельмож конца царствования Анны Иоановны и регентства Анны Леопольдовны. Падение Головкина после воцарения Елизаветы Петровны (1741) не отразилось на судьбе Сумарокова, и он вскоре стал адъюнктом фаворита новой императрицы графа А. Г. Разумовского, прослужив в этой должности более десяти лет.

В 1756 г. А. П. Сумароков был назначен директором нового организованного первого профессионального русского Публичного театра. Заслуга его в этой области значительна: благодаря его энергии театр, несмотря на противодействие придворных кругов, сохранился. Однако в конце 1761 г. Сумарокова вынудили уйти в отставку. С этого времени он вынужден был заниматься исключительно литературной деятельностью. Умер Александр Петрович Сумароков в 1777 г.

Фонд редких книг в третьем издании серии «Библиотека поэта. Малая серия» располагает сборником произведений Александра Петровича Сумарокова. Книга издана в Ленинграде в 1953 г. в издательстве «Советский писатель». Вступительная статья, подготовка текста и примечания выполнены литературоведом, библиографом, книговедом, историком литературы Павлом Наумовичем Берковым (1896-1969).

«Библиотека поэта. Малая серия» была образована в 1935 г. и стала подциклом книжной серии «Библиотека поэта». «Малая серия», в отличие от «Большой», была ориентирована на широкую и демократичную аудиторию. Выходила меньшей по объему и более дешевой. «Малая серия» выпускалась в трех изданиях.

сборник произведений Александра Петровича Сумарокова

Сумароков А.П. Стихотворения

В настоящем издании сохранен принцип жанрового расположения текстов с незначительными отступлениями от принятого в XVIII веке порядка. В пределах каждого жанра по мере возможности соблюдается хронология написания произведений. Тексты печатаются по «Полному собранию сочинений» А. П. Сумарокова 1787 г.

В содержании сборника: оды торжественные и духовные, надписи, элегии, идиллии, эклоги, эпистолы, сатиры, эпиграммы, песни, притчи, пародии и оды вздорные, отрывки из трагедий «Хорев», «Синав и Трувор», «Дмитрий Самозванец».

Литературная деятельность А. П. Сумарокова продолжалась не менее сорока лет. «Приблизительно к концу 1750-х годов мировоззрение его полностью оформилось, и Сумароков стал литературным выразителем идеологии дворянства».

Сумароков издавал первый русский литературный журнал «Трудолюбивая пчела».

Специалисты считают, что философские взгляды Сумарокова определили и его эстетические позиции. В своих литературно-теоретических построениях и в своей художественной практике он полностью оставался рационалистом.

Наиболее существенной чертой классицизма, литературного направления, к которому принадлежал Сумароков, является рационализм как философская основа эстетики.

Классики, в частности А. П. Сумароков, не стремились изображать в своих произведениях тех или иных персонажей в соответствии с исторической и национальной обстановкой.

Сумарокова во всех, написанных им трагедиях «больше всего занимали морально-воспитательные, или, если следовать его терминологии, «политико-воспитательные задачи». Цель трагедии – «вести к добродетели», «очищать через разум старости». Главной коллизией в них является борьба «долга» и «любви», «чести» и «интереса», то есть тех же «разума» и «страстей».

Те же воспитательные цели Сумароков преследовал и в своих одах и других произведениях лирического характера. Подобно другим классикам, он широко пользовался мифологическими именами и сюжетами. У А. П. Сумарокова мифология имела определенный принципиально эстетический смысл. Он не ограничивался одной только пропагандой своей эстетической программы. Сумароков настойчиво и упорно боролся со всем тем в литературе, что шло в разрез с его пониманием сущности и задач поэтического искусства. Поэтому в его поэтической деятельности такое большое место, отведено литературной полемике и литературной борьбе.

А. П. Сумароков писал не только пародии («вздорные оды»), но и множество эпиграмм, притч, направленных как против М. В. Ломоносова (1711-1765) и В. К. Тредиаковского (1703-1768), так и против более поздних писателей.

В посланиях к своим единомышленникам или близким по взглядам писателям Сумароков развивал свою положительную эстетическую программу. В элегиях излагал свои взгляды на драматическое и актерское искусство. В прозаических статьях критического и теоретического характера он дал один из первых образцов русской литературной критики.

В произведениях Сумарокова отразилась треть века истории русского дворянства перед восстанием Емельяна Пугачева. Вместе с тем без знакомства с историей России этого периода нельзя понять и ряда особенностей поэтического творчества А. П. Сумарокова.

В ранний период литературной деятельности молодой А. Сумароков, будучи адъюнктом фаворита императрицы, избалованный вниманием женщин светского круга, чувствовал себя, прежде всего, поэтом «нежной страсти». Он сочинял модные тогда любовные песенки. Общее число песен, сочиненных Сумароковым, превышает 150.

Под влиянием светского общества, в котором по долгу службы вращался, А. П. Сумароков писал не менее модные тогда идиллии, элегии, эклоги, эпистолы, сатиры, трагедии, торжественные и духовные оды. Им было написано 65 эклог, 7 идиллий, 9 трагедий.

Отсутствие точной датировки большинства произведений А. Сумарокова невозможно «полностью воссоздать постепенное развитие его поэтического творчества».

Существенное значение для развития русской литературы имело и то, что Сумароков писал в самых различных жанрах, разнообразными метрами, создавал оды сафические, горацианские, анакреонтические, стансы, сонеты, пытался писать эпическую поэму и т.д.

Горячо любя родной язык и гордясь его красотой и богатством, А. П. Сумароков искренне негодовал, видя со стороны дворян пренебрежение к русскому языку и предпочтение языка французского. Он писал на эту тему притчи и сатиру.

Большое значение имела разработка А. П. Сумароковым русского литературного языка. Он пользовался в своем творчестве обыкновенным разговорным языком культурного столичного дворянства. Сумароков «свободно нарушал устаревшие к тому времени нормы славянского языка, ставил русское ударение и окончания там, где по мнению Тредиаковского, это было проявлением литературной необразованности и „площадного употребления“. Когда читаешь произведения Сумарокова, в особенности его стихи, создается прочное впечатление, что они написаны более близким к нашему времени литературным языком, чем язык Ломоносова и Тредиаковского».

Пушкин как заслугу отмечал, что в ту пору невежества и пренебрежения к литературе «Сумароков требовал уважения к стихотворчеству».

Специалисты считают, что «вклад Сумарокова в русскую литературу, помимо развития отечественного театрального искусства и литературной периодики, заключается в том, что он вместе со своими учениками и последователями способствовал утверждению классицизма в русской изящной словесности».

Список использованной литературы:

  1. Сумароков, А. П. Стихотворения / А. П. Сумароков ; вступ. ст., подгот. текста, примеч. П. Н. Берков ; ред. В. Г. Базанов [и др.]. - Ленинград : Советский писатель, 1953. - 341, [2] с. : портр. - (Библиотека поэта / осн. М. Горьким в 1959 г. Малая сер., изд. 3).

Возврат к списку