Калининградская областная
научная библиотека
+7 (4012) 21-65-80
+7 (4012) 93-44-40
Заказать книгу

Электронные каталоги

Электронная библиотека

Задать вопрос библиотекарю

Викторины

Контакты

Фотографии

Форум

Карта сайта


Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Вконтакте Twitter Facebook Instagram YouTube
           
МБФШ2019
         
           
Центр регионоведения
         
           
Департамент развития культуры Калининградской области


Президентская библиотека имени Б.Н.Ельцина

Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе
           
Центральные библиотеки субъектов РФ

Мусоргский М.П. Борис Годунов

Версия для печати

Мусоргский, М. П. Борис Годунов = Boris Godunoff : народная музыкальная драма в 4 действиях с прологом (по Пушкину и Карамзину) / М. П. Мусоргский ; обраб. и инструментовки Н. А. Римский-Корсаков. - [Б.м.] : W. Bessel&Comp., 1909. - 303 с.


9 марта 2019 года исполнилось 180 лет со дня рождения русского композитора Модеста Петровича Мусоргского (1839-1881) и 145 лет со дня премьеры его оперы «Борис Годунов».

Мусоргский

Композитор Модест Петрович Мусоргский родился 9 [21] марта 1839 г. в деревне Карево Псковской губернии. По семейной традиции он учился в Петропавловской школе гвардейских подпрапорщиков. Специального музыкального образования не получил. Огромную пользу принесло Мусоргскому общение с единомышленниками по творческому содружеству русских композиторов «Могучая кучка» и идеологом этого объединения – В. В. Стасовым (1824-1906). Молодой композитор создает великолепные вокальные зарисовки, симфоническую картину «Ночь на Лысой горе». Шекспировский масштаб дарования закономерно вел его к оперной сцене. «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею, говорил Мусоргский. – Это моя задача. Я попытался разрешить её в опере». И он гениально решил эту задачу в опере «Борис Годунов» по пушкинской трагедии и в «Хованщине», работу над которой не успел завершить. Эти творения во многом определили дальнейшие пути развития мирового оперного искусства. Неповторимым своеобразием отмечены его фортепианная сюита «Картинки с выставки», вокальные циклы «Детская», «Без солнца», «Песни и пляски смерти»… Обратившись к гоголевской прозе, композитор с увлечением работал над оперой «Сорочинская ярмарка». Но и этому сочинению не суждено было завершиться. Жизнь М. П. Мусоргского полная великих свершений, дерзновенных замыслов и горьких разочарований оборвалась в 1881 г.

Фонд редких книг владеет партитурой оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов» в обработке и инструментовке Н. А. Римского-Корсакова, изданной в Москве в издательстве В. В. Бесселя в 1909 г. параллельно на русском и итальянском языках.

Василий Васильевич Бессель (1843-1907) был известным издателем и одним из редакторов петербургских журналов «Музыкальный листок» и «Музыкальное обозрение». Будучи ещё и профессиональным музыкантом (окончил Петербургскую консерваторию по классу альта) он много сделал для популяризации в России и Европе лучших произведений русских композиторов. Бессель был главным издателем произведений композиторов «Могучей кучки».

Борис Годунов

Бессмертное творение великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского – «Борис Годунов» – принадлежит к вершинам русского музыкального искусства.

«Борис Годунов» оказался первым в истории мировой оперы произведением, где с такой глубиной, проницательностью и правдивостью говорилось о народных судьбах, где народу уделено столь значительное место.

Либретто оперы Мусоргский написал сам. В основу его положена трагедия А. С. Пушкина, увлекшая композитора драматической силой, возможностью сделать народ главным действующим лицом и раскрыть душевную драму царя Бориса. Внимательно относясь к основной теме пушкинской трагедии, М. П. Мусоргский всё же произвел ряд существенных изменений в тексте, обусловленных спецификой оперного жанра. Не все линии трагедии Пушкина в одинаковой степени развиты композитором. Мусоргский отбросил всё, что связано с боярской дворцовой интригой, и опустил ряд лиц пушкинской трагедии: князя Воротынского, Пушкина, Семёна Годунова, Вишневецкого, Курбского, Басманова и других. Патер Черниковский у Мусоргского превратился в иезуита Рангони. Кроме пушкинской трагедии, композитор широко использовал материалы «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина (1766-1826).

Мусоргский писал свою оперу особым образом: сочинял, держа в голове, играл знакомым, словно «обкатывая» все нюансы, потом записывал клавир. К оркестровке приступал позже.

Специалисты считают, что тяга к большим историческим полотнам была характерна для композитора. Но исторический сюжет для Мусоргского не был уходом от действительности – наоборот, изображая прошлое, он искал в нём разрешения волнующих вопросов современности. «Прошлое в настоящем – вот моя задача», – писал композитор.

В «Борисе Годунове» показывается период брожения в России на рубеже XVI-XVII веков, в эпоху великих общественных и политических потрясений.

М. П. Мусоргский назвал свою оперу народно-музыкальной драмой. Этим он стремился подчеркнуть социально-исторический смысл «Бориса Годунова», где главное действующее лицо – народ.

Основная идея оперы блестяще выражена композитором в надписи на первой странице клавира: «Я разумею народ – как великую личность, одушевленную единою идеей. Это моя задача. Я пытался разрешить её в опере». Народным сценам М. П. Мусоргский уделяет центральное место в опере.

Большую помощь в работе над «Борисом Годуновым» оказал композитору В. В. Стасов.

Начав писать оперу в конце 1868 г., М. П. Мусоргский заканчивает её к концу 1869 г. и в 1870 г. сдает готовую партитуру на рассмотрение Дирекции императорских театров, которая забраковала оперу, вернув Мусоргскому партитуру ровно через год после её подачи. Мотивом официального отказа служили «преобладание хоров и отсутствие большой женской партии». Композитор снова работает над оперой, создает «сцену под Кромами», вводит в партитуру ряд дополнительных сцен («уборная Марины», «у фонтана») и в 1872 г. передает Дирекции вторую редакцию оперы и опять получает отказ. Передовая общественность – актеры, студенческая молодёжь, преподаватели и друзья композитора – настаивали на поставке оперы. Большой друг Модеста Петровича Мусорского артистка Императорской Санкт-Петербургской оперной труппы Юлия Федоровна Платонова добилась постановки «Бориса Годунова» в свой бенефис.

27 января 1874 г. в Санкт-Петербурге в Мариинском театре состоялась премьера «Бориса Годунова». Спектакль прошёл с небывалым успехом, вызовам не было конца. Дирижировал оперой Э. Ф. Направник (1839-1916). В этой постановке опера просуществовала до 1882 г. и выдержала 26 представлений.

В Москве первое представление «Бориса Годунова» состоялось 16 декабря 1888 г. Большого успеха в Москве опера не имела, и в этой постановке продержалась недолго.

Желая вернуть «Бориса Годунова» в репертуар русского оперного театра, после смерти М. П. Мусоргского Н. А. Римский-Корсаков в 1901 г. делает новую музыкальную редакцию оперы композитора, в которой, как отмечают музыковеды, облегчает партитуру, делает её музыкальный язык более светлым, а в некоторых сценах и более праздничным.

Так как императорские театры отказались ставить оперу, Римский-Корсаков подготовил частную постановку «Бориса Годунова» в «Обществе музыкальных собраний».

В том же, 1901 г. «Бориса Годунова» в музыкальной редакции Римского-Корсакова с огромным успехом проходит в частном театре С. И. Мамонтова с Федором Шаляпиным в заглавной партии. Эта постановка явилась началом триумфального шествия «Бориса Годунова» по оперным сценам не только русского, но и зарубежного театра.

Гений Ф. И. Шаляпина воскресил оперу М. П. Мусоргского. Но всё же, победа композитора была ещё неполной. «Борис Годунов» шел в сокращенном виде, одна из важнейших народных сцен – «сцена под Кромами» –отсутствовала.

В 1927 г. Большой театр осуществил новую постановку «Бориса Годунова».

В первой авторской редакции опера прозвучала в Лондоне в 1935 г.

В 1948 г. состоялась постановка в Большом театре «Бориса Годунова» максимально приближенная к авторскому замыслу народной драмы. Руководители новой постановки, ведущие солисты труппы, хор и оркестр Большого театра были отмечены Сталинской премией первой степени.

В 1989 г. была осуществлена постановка первой авторской редакции «Бориса Годунова» в Москве. В северной столице зритель увидел оперу в первой её редакции только в 1995 г. Далее произведение ставилось во многих оперных театрах страны.

Представляемая партитура имеет богатую историю бытования. Об этом свидетельствуют оттиски штампов на листах издания.

Два оттиска принадлежат Кемеровской областной филармонии и Кемеровскому концертному бюро:

Кемеровская областная филармония

Кемеровское концертное бюро

Три оттиска на русском, немецком и французском языках говорят о принадлежности прав воспроизведения нот оперы

Оттиск на русском языке

Оттиск на немецком языке

Оттиск на французском языке

Опера «Борис Годунов» признана мировым шедевром и включена в репертуар многих выдающихся дирижеров. Как фирменный знак русского искусства она идёт на лучших оперных площадках мира.

Список использованной литературы:

  1. Борис Годунов : [175 лет Большому театру СССР] / комп. М. П. Мусоргский [по одноим. произв. А. С. Пушкина]. - Москва : Искусство, 1951. - 24 с. : ил.
  2. Федякин, С. Р. Мусоргский / С. Р. Федякин. - Калининград : Мастерская «Коллекция», 2010. - 556, [2] с. - (Жизнь замечательных людей : коллекция биогр. / «Страна Калининград», газета ; 5. У каждого своя история). - Библиогр.: с. 554.

Возврат к списку